Верховный Суд Российской Федерации
Ставропольский краевой суд
Губернатор Ставропольского края
Органы государственной власти Ставропольского края
Портал государственных услуг Ставропольского края
Федеральная служба судебных приставов

 

 

Государственная гражданская служба (далее – госслужба) становится все более открытой для соискателей вакансий. Многие молодые специалисты охотно идут в госучреждения, чтобы получить необходимый профес-сиональный опыт. Порядок поступления на госслужбу существенно отличается от приема на работу в обычную организацию. Какие особенности оформления на госслужбу установлены законодательно?

 

 

Конкурсная основа

       
     Как известно, госслужба – особая профессиональная деятельность и поэтому регулируется не только нормами трудового законодательства. Общие особенности трудовых отношений с гражданскими служащими, в частности условия поступления на госслужбу, регламентирует Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон).
        Согласно Закону, Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
   Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
     В соответствии с данным нормативным актом на госслужбу вправе поступать российские граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие русским языком и соответствующие квалификационным требованиям. 
 
Гражданин не может быть принят на госслужбу в случаях:
  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

  • лишения его права занимать госдолжности госслужбы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

  • наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

  • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по госдолжности госслужбы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

  • близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с госслужащим, если их госслужба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них;

  • наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к госслужбе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.
 
     
       Остановимся подробно на процедуре приема на госслужбу в аппарат управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края (далее – управление). Практически на все должности управления назначения осуществляется из кадрового резерва сформированного на конкурсной основе. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов для замещения должностей госслужбы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности. Конкурс проводится в двух формах – конкурс документов и непосредственная оценка кандидатов (см. схему). Процедура конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы и постановки в кадровый резерв занимает достаточно продолжительное время. Документы кандидатов принимаются, в соответствии с законом, в течение 21 дня с момента опубликования объявления о конкурсе на нашем официальном сайте
http://www.stavmirsud.ru и Федеральном портале «Госслужба». Затем предоставленные персональные данные проверяет конкурсная комиссия.
    Состав конкурсной комиссии утвержден приказом начальника управления. Она на одну четверть состоит из независимых экспертов от научных и образовательных учреждений, представителя общественного совета при управлении и независимого эксперта-психолога. Управление является одним из первых государственных органов края, внедрившим современные автоматизированные технологии отбора персонала.
      Разработанный управлением совместно с ООО «Инженерно-внедренческий центр автоматизированных информационных систем» программный комплекс «Автоматизированная система тестирования», позволил усовершенствовать процесс оценки знаний и личностных качеств претендентов. 
    Программный комплекс представляет собой удобную оболочку тестов с обширным функционалом и решает любые задачи, так или иначе связанные с тестированием: аттестация персонала, тестирование при приеме на работу (подбор персонала) и проведении конкурсов на замещение вакантных должностей и постановку в кадровый резерв, оценка и контроль знаний на аттестации государственных гражданских служащих и квалификационных экзаменах, позволяет организовать централизованное компьютерное психологическое тестирование с целью составления психологической характеристики, учитывая особенности интеллектуальной сферы кандидатов, эмоционально-волевых особенностей, коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия, тестирование на знание законодательства о государственной гражданской службе и по направлению деятельности. 
     Преимущества электронного тестирования очевидны, как с точки зрения беспристрастности отношения ко всем тестируемым, так и с точки зрения универсальности подхода и уменьшения затрат на проверку. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм работодателя и соответствует требованиям, предъявляемым по противодействию коррупции. 
 

Вначале приказ – потом контракт!

     На основании решения конкурсной комиссии и личного заявления гражданина
он назначается на должность приказом начальника управления. В приказе указывается должность, срок заключения служебного контракта, дополнительные выплаты и условие об испытании, если оно устанавливается. Только после издания приказа с гражданином заключают служебный контракт. Основанием для приказа о назначении на должность является личное заявление гражданина и решение конкурсной комиссии (протокол). Служебный контракт отличается от обычного трудового договора тем, что устанавливает условия, права и обязанности сторон с учетом специфики служебно-правовых отношений.
     Подчеркнем, что служебный контракт заключается с гражданином на основании приказа о назначении на должность, а не наоборот, как это предусмотрено Трудовым кодексом в отношении порядка заключения трудового договора с работником. Такая особенность оформления кадровых документов складывается из логики процедуры, установленной Законом. Дело в том, что гражданин РФ сначала подает заявление об участии в конкурсе на замещение вакантной должности или постановку в кадровый резерв. Если кандидат побеждает, то еще до заключения служебного контракта он представляет в управление личное заявление о приеме на работу. После чего заключается служебный контракт по утвержденной форме.
    Служебный контракт содержит все существенные условия. К ним относятся наименование должности и подразделения управления, куда принимается гражданин на службу, дата начала исполнения обязанностей, условия оплаты его труда, виды медицинского и социального страхования, режим служебного времени, времени отдыха и др. (ч. 3 ст. 24 Закона).

Документы для заключения служебного контракта

     При заключении контракта гражданин должен предъявить особый набор документов. Он отличается от того перечня, который представляют при приеме на работу в обычную организацию. При приеме на госслужбу гражданин обязан предъявить именно паспорт (п. 3 ч. 2 ст. 26 Закона), а не иной документ, удостоверяющий личность. Помимо этого, он должен написать заявление о поступлении на службу и заполнить специальную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р.  Также от него требуется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и в соответствии с требованиями законодательства о противодействии коррупции, предоставляются сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. С указанных документов снимаются копии для личного дела.
      При анализе документов, представляемых гражданином при приеме на госслужбу, на кадровых службах лежит обязанность по осуществлению контроля за соблюдением гражданскими служащими запретов, связанных с прохождением госслужбы, о которых говорилось выше. Такой контроль кадровой службой управления проводит в рамках проверки достоверности представляемых документов, выявления подложных или заведомо ложных сведений. С этой целью, отделом кадрового обеспечения управления направляются запросы в соответствующие госорганы и организации, в частности: направление запросов в образовательные организации с целью подтверждения подленности документов об образовании и (или) о квалификации; уточнение фактов отсутствия решений суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным; получения информации о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования; запрашиваются сведения о ниличии (либо отсутствии) информации о признании не прошедшими военную службу по призыву в отношении граждан, претендующих на замещение должностей госслужбы и т.д.
     Согласно п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона представление гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (начальника управления).

Такая особенная служба!

    Надежность, стабильность и эффективность власти определяется профессионализмом, компетентностью обеспечивающих ее структур, качеством организации и функционирования государственной службы.
     Наличие корпуса высококвалифицированных государственных служащих является главным фактором эффективного исполнения государством своих полномочий.
       В чем преимущества госслужбы?
  • Во-первых, государственная гражданская служба предоставляет служащим определенный социальный статус, общественное положение;
  • Во-вторых, это стабильность и социальная защищенность;
  • В-третьих, дает хорошие навыки и опыт, который трудно приобрести в коммерческой структуре.
    Госслужба в управлении является своего рода «универсальной», которая формирует профессионалов как, в государственной, так и судебной службе, делая их конкурентноспособными и востребованными в непростых современных условиях.
 
 
С уважением,
отдел кадрового обеспечения управления
по обеспечению деятельности мировых судей СК

 

 
© Мировые судьи Ставропольского края, 2018