Полезные ссылки

ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РФ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
 
 
 

Мы в социальных сетях
 
Ставропольский краевой суд
 
 

 
 
 
 
Мировые судьи » История мировой юстиции в России и Ставропольском крае

Судебная реформа 1864 г. и создание мировой юстиции в России.


   В ноябре 1864 г. после длительного и тщательного рассмотрения проектов были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

  В Указе Правительствующему Сенату «Об учреждении судебных установлений и о Судебных Уставах» от 20 ноября 1864 г. император Александр II указал: «Рассмотрев сии проекты, Мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего».

 Судебными уставами 20 ноября 1864 г. провозглашались принципы равенства всех перед судом, независимости суда от администрации, несменяемости судей, гласности, устности, состязательности; презумпция невиновности; право обвиняемого на защиту; оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи; основанием вынесения приговора стала виновность. Этому, безусловно, способствовало создание института судебных следователей, адвокатуры, суда присяжных и преобразование прокурорского надзора.

  Согласно новому пореформенному законодательству, в соответствии с судебными уставами 20 ноября 1864 г., в России вводились две системы судебных учреждений: коронный и мировой суды.

  Общие судебные установления были представлены окружными судами, судебными палатами и Правительствующим сенатом.

 Окружные суды создавались на несколько уездов и состояли из председателя, его товарища и членов суда. Они могли быть разделены на отделения, в которых для исполнения обязанностей председателя и состояли его товарищи (ст. 77, 78 Общих учреждений судебных установлений. Свод законов Российской империи. Т.16. Ч.1. Судебные уставы). Судебные уставы предусматривали привлечение в качестве членов окружного суда к участию в его заседаниях и судебных следователей. В составе окружных судов создавались присутствия для рассмотрения уголовных и гражданских дел по первой инстанции; причем окружной суд выступал и в роли второй инстанции по отношению к съездам мировых судей, проверяя законность выносившихся ими решений.

  Председатель и члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции, который, рекомендуя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего собрания данного съезда. При этом судебные уставы 20 ноября 1864 г. установили, что председателем и членом судебных органов, могли быть исключительно лица, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы, определенное имущество и соответствующие целому ряду других жестких и многочисленных требований.

  Вышестоящей по отношению к окружным судам инстанцией являлись судебные палаты, которые пришли на смену действовавшим ранее в каждой губернии палатам гражданского и уголовного суда. Они создавались в каждом округе, состоявшем из нескольких губерний в соответствии с особым для них расписанием. Судебным законодательством предусматривалось деление палат на департаменты, председатель и члены которых назначались царем по представлению министра юстиции.

  К кругу действий судебных палат относились: принятие решений о предании суду; разбирательство по первой инстанции дел о государственных преступлениях и «преступлениях по должности», контроль за обоснованностью и законностью решений окружных судов по гражданским делам и их приговоров, вынесенных по уголовным делам, но без участия присяжных заседателей или сословных представителей. В последнем случае палата действовала в качестве апелляционной инстанции по отношению к окружным судам (ст. 110-113 Общих учреждений судебных установлений. Свод законов Российской империи. Т.16. Ч.1. Судебные уставы).

  Правительствующий Сенат выступал в качестве верховного кассационного суда империи. В его составе было два кассационных департамента – по гражданским и уголовным делам, в каждый из которых назначался первоприсутствующий. Весь состав сената назначался императором по представлению министра юстиции.

  В ведение Сената входило рассмотрение дел по жалобам и протестам на явные нарушения, при постановлении окончательных приговоров, прямого смысла закона; просьб и представлений о пересмотре, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами, приговоров, вошедших в законную силу и дел о преступлениях и проступках по службе, которые подведомственны рассмотрению кассационных департаментов в особом порядке судопроизводства.

  Мировые суды создавались в уездах и предназначались для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.

  Впрочем, к местным судебным установлениям относились и сельские суды, действие которых было предусмотрено принятым в феврале 1861 г. Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. При его введении предполагалось, что сословный суд по крестьянским делам будет действовать до реализации судебных преобразований в стране, но реформа 1864 г. его не ликвидировала. Эти суды, получившие название волостных, состоя из председателя и не менее чем двух членов, рассматривали мелкие имущественные споры и дела о проступках членов сельских общин. Для избрания волостным судьей требовались: наличие российского подданства, возрастной ценз - достижение 30-летнего возраста, грамотность, отсутствие судимости и целый ряд других условий. В отличие от мировых судов их система избрания была многоступенчатой. Сельские сходы должны были избрать по одному выборщику от ста жителей, и лишь потом выборщики голосованием называли из своего состава председателя и необходимое число членов волостного суда. Выбирались они на 3-х летний срок.

  Контролирующим органом для волостных судов являлись верхние сельские суды, в состав которых входили председатели всех волостных судов. В первые годы существования решения волостного суда даже не подлежали обжалованию, и лишь в 1866 г. было введено право апелляции к местным съездам мировых посредников, а с 1874 г. – уездным по крестьянским делам присутствиям.

  Возвращаясь же к мировой юстиции в России, следует отметить, что мировой суд, по мысли законодателя, должен был дать не только ближайшее средство для решения пререканий о праве в делах, требующих, прежде всего, скорого решения на местах и наглядного знания местных обстоятельств и отношений, но и способствовать охране общественного порядка и спокойствия посредством разбора многочисленных дел о маловажных преступлениях и проступках.

  В связи с тем, что эти суды должны были стать ближайшими к населению и его проблемам, их учреждение было тесно связано с административно-территориальным делением областей и губерний Российской империи. Каждый уезд с входившим в него городом, а порою и отдельно крупный город составляли мировой округ, который в свою очередь делился на несколько участков. В каждом участке и должны были вступить в работу участковый и почётный мировые судьи (ст. 12–16 Общих учреждений судебных установлений). Что касается функциональных обязанностей последних, то они, не получая за свою работу жалования (ст. 50 Общих учреждений судебных установлений), временно замещали мировых участковых судей во время их отсутствия. Создавая должность почётного мирового судьи, составители судебных уставов надеялись, что учреждение, как почётных, так и участковых мировых судей будет воспринято в обществе с неменьшим ''сочувствием'', которое наблюдалось  при введении института мировых посредников. Каждому почётному мировому судье должно было быть предоставлено право разбора всех тех гражданских или тяжебных дел, которые по правилам гражданского судопроизводства предоставлялись разбору мировых судей. При этом мировые судьи, как почётные, так и участковые, пользовались одинаковыми правами и преимуществами (ст. 66 Общих учреждений судебных установлений). От воли ''тяжущихся'' зависело обращение к разбирательству их дел у участкового или почётного мирового судьи.

  Рассмотрению мировых судей подлежали мелкие уголовные и гражданские дела. В отношении последних мировые судьи разрешали иски, не превышающие стоимости в 500 рублей. Что же касается размеров наказания за уголовные преступления, налагаемых мировыми судьями, то они ограничивались денежным штрафом не более 300 рублей, арестом до трёх месяцев и тюремным заключением до одного года (ст. 66 Общих учреждений судебных установлений).

   При этом принимались во внимание не только характер правоотношения и цены иска, но и применялся дополнительный критерий, связанный со сроком защиты нарушенного права, т.к. считалось, что его пропуск усложняет рассмотрение дела у мировых судей и дело должно рассматриваться в общих судебных установлениях. Соглашение об изменении подсудности в мировых судебных учреждениях могло быть заключено только в отношении подсудности, определяемой местом жительства или пребывания ответчика.

  Как мы видим, институт мировых судей в качестве местного суда учреждался для дел меньшей важности и по возможности в близости к нуждающимся в нём жителям. Вследствие чего основные положения придают мировому суду особый характер, выделяя его из общей системы судебных учреждений. К числу таких особенностей мировых судебных установлений можно отнести и то, что мировые судьи назначались по выборам, тогда как другие чины судебного ведомства должны были определяться от правительства. Избирались мировые судьи (участковые и почётные) на три года местными органами городского и земского самоуправления в лице уездных земских собраний и городских дум. Причём для занятия должности мирового судьи не требовались столь строгие условия в отношении юридического образования, как для членов общих судов.  Возрастной ценз составлял не менее 25 лет, а образовательный заключался в получении диплома об окончании высшего или среднего юридического учебного заведения или судебной практики в течение не менее трёх лет (ст. 19 Общих учреждений судебных установлений). Ещё одной отличительной чертой мировых судебных установлений являлось и то, что рассмотрение дел в камерах мировых судей производилось при упрощённом судопроизводстве и сокращённом делопроизводстве.

  Собрание как почётных, так и участковых мировых судей каждого мирового округа составляло высшую мировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей. Председатель съезда выбирался из мировых судей. Съезды собирались в назначенные сроки на сессии для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, а также для рассмотрения в кассационном порядке просьб и протестов об отмене окончательных решений мировых судей. Дело, поступившее на рассмотрение съезда, который являлся апелляционной инстанцией для мировых судей округа, могло быть обжаловано в кассационном порядке только в Сенате. При съездах мировых судей состояли секретари, а в случае надобности и их помощники, для исполнения же решений при съездах назначались особые судебные приставы (ст. 51-63 Общих учреждений судебных установлений).

  Гражданский и уголовный процессы приобрели совершенно иной вид согласно уставам гражданского и уголовного судопроизводств 1864 г., нежели дореформенный, присущий старым судебным установлениям. Гражданский иск предъявлялся мировому судье в письменной или устной форме, после чего ответчик вызывался повесткой в суд. При рассмотрении дела в суде истец и ответчик должны были дать устные показания; помимо них показания давали свидетели и учитывались другие доказательства. При обсуждении дела в судебный процесс при желании любой из  сторон мог быть включён адвокат. После завершения рассмотрения дела мировой судья единолично принимал и оглашал решение, передавая истцу исполнительный лист для предъявления его в органы полиции, волостное правление или судебному приставу при мировом судье. Ещё более сложным был уголовный процесс, распадающийся на несколько стадий.

  В таком виде мировой суд должен был быть введен на значительной территории Российской империи.

 Безусловно, впереди предстояли еще долгие годы борьбы за действительно независимые органы правосудия, что в условиях самодержавной власти в России было практически невозможно. Вместе с тем проводникам судебных преобразований удалось сделать главное – изменить характер дореформенного судоустройства и судопроизводства и приблизить его к уровню западноевропейских государств XIX в.

  Судебная реформа в корне изменила судоустройство и процессуальное право Российской империи. В соответствии с судебными уставами 1864 г. вводились принципы независимости судей и всесословности суда, учреждались суды с участием присяжных заседателей и реально действующая, настоящая адвокатура. Последнее стало возможно только благодаря закреплению принципов состязательности, гласности и устности судебного процесса. Значительные изменения претерпели и органы прокурорского надзора, которые смогли сосредоточить основную работу на выполнении своих прямых обязанностей в суде.

 Несмотря на значительную незавершенность политических и социально-экономических преобразований в стране, правовая реформа в области судоустройства и судопроизводства стала одной из самых значительных реформ в государстве. Не даром современники так отзывались о результатах судебной реформы: «…Никогда, - ни раньше, ни позже – суд не стоял на такой высоте, как в то время, когда он был только что реформирован. И его твердое и в то же время гуманное направление отражалось и на всех остальных отраслях производства. И магистратура, и прокуратура, и следственная часть, и адвокатура, глубоко проникнутые важностью возложенной на них задачи, проявляли редкую солидарность. На суд смотрели, как на храм правосудия; люди, призванные этот суд вершить, священнодействовали».

 

 

Организация мировой юстиции в Ставропольской губернии.

 
После окончания Кавказской войны и завершения устройства управления горцами началась длительная работа по реорганизации судебной системы на Кавказе. Великим князем Михаилом Николаевичем было обращено особое внимание на преобразование как судебных, так и административных учреждений, мало согласованных между собою и существовавших на основании временных и отрывочных распоряжений правительства.
В рескрипте наместника Кавказского от 3 августа 1867 г. председателю Кавказского комитета было указано, что введение в Ставропольской губернии в действие судебных уставов в полном объёме не могло бы встретить никаких особых затруднений, если бы в губернии уже существовали земские учреждения или они могли бы быть введены одновременно с судебными преобразованиями. Но земских учреждений на Кавказе ещё не существовало, а их введение встречало на местах значительные затруднения. Поэтому для разрешения вопроса о введении в Ставропольской губернии новых судебных уставов было принято решение о необходимости предварительного обсуждения: можно ли приступить к судебному преобразованию в этой губернии, не ожидая введения в ней земских учреждений. Вникая во все подробности этого вопроса, великий князь Михаил пришёл к убеждению, что безотлагательное введение на Ставрополье судебной реформы ''совершенно возможно'' и что для осуществления этой первоочередной задачи, необходимой для развития губернии, потребуются самые незначительные дополнения к судебным уставам, которые будут выражены в двух-трёх статьях.
Действительно, участие органов земства при устройстве суда на новых началах требовалось только для выбора мировых судей и составления списка присяжных заседателей. Но, устанавливая общее правило о выборе мировых судей земскими собраниями, судебные уставы предусматривали случаи, когда эти судьи могли быть назначены правительством.
Для осуществления в пределах Ставропольской губернии судебной реформы, не ожидая введения в ней земских учреждений, по его мнению, было необходимо избрание мировых судей предоставить наместнику Кавказскому с утверждением их первым департаментом Правительствующего сената.
Введение в действие судебных уставов потребовало утверждение императором расписания должностей в судебных мировых учреждениях губернии и сумм на их содержание. Поэтому наместник Кавказский смог принять окончательное решение по этому вопросу только 27 марта 1868 г., когда он отдал распоряжение подведомственным ему управлениям о введении в Ставропольской губернии судебных уставов 20 ноября 1864 г., дополнительных к ним законов об охранительном порядке судопроизводства и положения о нотариальной части 14 апреля 1866 г. на основаниях, изложенных в императорском указе Правительствующему сенату 9 декабря 1867 г.
Территориально чётко определялись границы действия мировых судов. Под юрисдикцию суда подпали все кочевые инородцы, которые ранее имели самостоятельные судебные органы, действовавшие на основе правовых обычаев.
Состав мировых судей кавказский наместник утвердил в количестве восьми человек. При этом на Ставропольский уезд приходилось четыре участка, а на Пятигорский и Новогригорьевский уезды – по два участка. На мировых судей легла основная задача воспитания у населения элементарных правовых знаний. Во многом это было связано с тем, что общие судебные учреждения из-за отдалённости мест своего нахождения и важности подсудных им дел гораздо реже соприкасались с народными массами, чем мировые. Кроме того, мировые судебные учреждения не имели права останавливаться в рассмотрении и решении дел под предлогом закона, как это было принято в дореформенных судах.
Проведенный нами анализ показал, что с введением на Северном Кавказе нового судоустройства и судопроизводства работа чинов судебного ведомства не уменьшилась, а, напротив, увеличилась. Уже за первые два месяца действий мировых судов была обнаружена неравномерность распределения дел между первым и вторым участками Ставропольского уезда. Вследствие этого затормозилось делопроизводство на первом участке и у его судьи за короткое время накопилось значительное количество неисполненных дел. В отличие от этого участка, где с 17 апреля 1868 г. остались нерешёнными 572 дела старого суда и 392 нового, во втором участке таких дел было соответственно 307 и 62. Для нормализации ситуации было решено передать из ведения первого мирового участка во второй некоторых частей города, что значительно облегчило работу мировых судебных учреждений.
В связи с ростом числа преступлений, а также из-за постоянных изменений в административном устройстве казачьих областей и Ставропольской губернии, в ближайшем времени были увеличены штаты (см. табл. 2).
 
Таблица 2.
Расписание съездов мировых судей Ставропольской губернии
 

 
Год
 
 
Название съездов
мировых судей
 
 
Пространство
мировых округов в квадратных
верстах
 
 
Население
 
Число мировых участков
 
1885
 
1. Ставропольский
с уездом     Медвежинским
(г. Cтаврополь)
 
17764,6
214748
(по сведениям на 1883 г.)
 
5
2. Александровский
с уездом  Ново-Григорьевским
(с.Благодарное)
 
31849,9
223981
(по сведениям на 1883 г.)
 
4
 
1890
 
1. Ставропольский
с уездом    Медвежинским
(г.Cтаврополь)
 
17764,5
296294
(по сведениям на 1885 г.)
 
Нет данных
2. Благодарненский
с уездом Ново-Григорьевским,
Приставством
Ачикулакским
и землями кочующих
и оседлых трухмен
(с.Благодарное)
 
31845,9
334296
(по сведениям на 1885 г.)

 
Сравнительный анализ расписаний должностей в судебных мировых учреждениях Ставропольской губернии на 1868 г. с последующими изменениями в штатах показал, что к концу XIX в. число только участковых мировых судей возросло в Ставропольской губернии в 1,3 раза (см. табл. 3).
Возникли трудности и другого характера - во взаимоотношениях административной и судебной властей, которые в соответствии с уставами 1864 г. должны были исполнять свои функции независимо друг от друга. Но в условиях Северного Кавказа, где администрация могла вмешиваться в решение практически всех более или менее важных вопросов жизни края, этот принцип разделения властей исполнялся скорее в виде исключения, чем правила. Поэтому уже через несколько лет существования новых судов на Кавказе, великим князем Михаилом были внесены в Кавказский комитет предложения о некоторых изменениях и дополнениях в устройстве мировых судов. Они касались порядка назначения и увольнения мировых судей, которые назначались Правительствующим сенатом по представлению наместника Кавказского. Внесённые на обсуждение предложения предполагали не только назначение, но и увольнение мировых судей наместником, что явилось одним из отступлений от основных начал судебной реформы, которые в скором времени переросли в целый ряд законов и подзаконных актов, получивших определение контрреформ.
 
Таблица 3.
Личный состав мировых судов Ставропольской губернии
 

 
 
 
 
 
 
Год
 
Число съездов
мировых судей
Число участ-ковых
мировых судей
Число почетных
мировых судей
Число судебных приставов
при мировых судах и съездах
Число секретарей
при мировых съездах
Число
помощников секретаря
Число переводчиков
при мировых участках
 
1868
 
1885
 
1890
 
 
2
 
2
 
2
 
8
 
9
 
10
 
 
 
2
 
11
 
1
 
2
 
-
 
 
 
 
 
-
 
 
3

 
Деятельность мировых судов была окончательно прервана после издания закона о земских участковых начальниках 1889 г., в соответствии с которым в руках земских начальников сосредотачивалась как административная, так и судебная власть.
6 июля 1894 г. императором было утверждено мнение Государственного совета ''О приведении в действие Высочайше утверждённых, 12 июля 1889 г., законоположений о преобразовании крестьянских и судебных учреждений в Ставропольской губернии'', которое имело ряд отступлений, объяснявшихся местными геополитическими и этносоциальными особенностямим (см. табл. 4).
Таблица 4.
Личный состав судебных органов, образованных
в Ставропольской губернии на основании закона 12 июля 1889 г.
 
 
Год
 
Число уездных съездов
 
Число уездных членов окружного суда
 
 
Число почётных мировых судей
 
Число городских судей
 
Число участковых земских начальников МВД
 
1895
1900
1905
1910
1914
 
4
5
5
5
5
 
4
5
5
5
6
 
7
10
20
28
20
 
2
2
2
2
2
 
24
24
24
24
24
 
 
Местный суд был реформирован в мае 1917 г. Потребность в новом местном суде особенно явствует из переписки комиссара Александровского уезда и Ставропольского губернского комиссара, в которой уездный комиссар, сообщая о всё учащающихся случаях самосуда, доводил до сведения губернского комиссара, что единственно действенной мерой для предотвращения самосудов и их пагубного влияния на местное население являлось бы немедленное введение института мировых судей. Постановлением Временного правительства от 4 мая 1917 г. закон 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда был распространён, помимо 10 губерний, ещё на 33 губернии, среди которых была и Ставропольская. Вследствие этого закона была восстановлена мировая юстиция, которая вскоре вновь прекратила свое существование после установления советской власти.
  

 

Организация института мировых судей в Российской Федерации и введение мировой юстиции в Ставропольском крае.

 
Концепция судебной реформы 1991 г. провозгласила целью возрождения института мировых судей обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение и ускорение процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым права на судебную защиту.
Создание института мировых судей было предусмотрено Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 4, 21 и 28), который в общих чертах обозначил «контуры» мировой юстиции, место и роль мировых судей в российской судебной системе. «Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации» (ст. 28). Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» определил большинство конкретных вопросов организации и основ деятельности данного института.
Мировые судьи в Российской Федерации стали судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливались Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливались также законами субъектов Российской Федерации.
Мировые судьи осуществляли правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливался федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, мог устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являлись обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежали неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Компетенция мировых судей была определена довольно широко. Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 3) было установлено, что мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции отнесенные к его компетенции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; 5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; 8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом; 9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Данные положения Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» были развиты и уточнены в соответствующих процессуальных кодексах Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировым судьям были подсудны уголовные дела о преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (за исключением перечисленных здесь же составов преступлений).
В соответствии со ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривал в качестве суда первой инстанции: 1) дела о выдаче судебного приказа; 2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; 4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; 6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; 7) дела об определении порядка пользования имуществом. Федеральными законами к подсудности мировых судей могли быть отнесены и другие дела.
Мировые судьи уполномочены были рассматривать дела об административных правонарушениях, 1) предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной ст. 23.1 и 2) предусмотренных законами субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных этими законами (ст. 22.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Поскольку мировые судьи в части субъектов Российской Федерации приступили к работе до принятия и введения в действие УПК РФ, ГПК РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях (начало массового становления института мировых судей пришлось на 2000 г.), первоначально судопроизводство у мировых судей регламентировалось существовавшим процессуальным законодательством, в которое были внесены соответствующие изменения и дополнения.
В связи с введением института мировых судей УПК РСФСР был дополнен разделами XI «Производство у мирового судьи» и XII «Пересмотр приговоров и постановлений мирового судьи, не вступивших в законную силу», регулирующих производство по делам, подсудным мировому судье, апелляционное обжалование и опротестование судебных решений мирового судьи, не вступивших в законную силу и рассмотрение дел по данным жалобам и протестам. Согласно ст. 467 УПК РСФСР мировому судье были подсудны дела частного обвинения о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ, уголовные дела о преступления небольшой тяжести, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет (за исключением перечисленных в ч. 2 ст. 467 УПК РСФСР составов преступлений, таким образом, из юрисдикции мирового судьи было изъято 55 статей УК РФ, санкция которых не превышала двух лет лишения свободы). Предусмотрен был принципиально новый порядок возбуждения дел частного обвинения. Впервые был установлен сокращенный порядок судебного следствия, предусматривавший только допрос подсудимого и потерпевшего, а также исследование тех доказательств, на которые укажут стороны (исключение составляют дела о преступлениях, совершенных группой лиц, если хотя бы одно из них возражает против проведения сокращенного судебного следствия, а также по делам в отношении несовершеннолетних). Предусмотрен был новый процессуальный порядок обжалования и опротестования приговора мирового судьи или его постановления о прекращении дела, не вступивших в законную силу, – апелляционное производство. В связи с введением в действие с 1 июля 2002 года УПК РФ (за исключением положений, для которых установлены иные сроки и порядок введения в действие), соответствующие положения УПК РСФСР утратили силу.
Изменения и дополнения были внесены и в ГПК РСФСР. Согласно ст. 113 ГПК РСФСР к подсудности мирового судьи были отнесены: 1) дела о выдаче судебного приказа; 2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; 4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка; 5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; 6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; 7) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом; 8) иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей. Кроме того, ГПК РСФСР был дополнен главой 35.1 «Апелляционное производство по пересмотру решений и определений мировых судей».
Институт мировых судей должен был позволить более оптимально распределить нагрузку на суды общей юрисдикции и одновременно упростить и ускорить процедуру рассмотрения несложных дел. В. Устюжанинов и С. Сапожников отмечают, что анализ процедуры в мировых судах по Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. позволяет выделить в ней более 60 отличий от общего порядка рассмотрения дел, причем большинство из них было направлено на упрощение судебной процедуры. Современное гражданско-процессуальное законодательство никаких особенностей судопроизводства у мировых судей не предусматривало.
Непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района стал районный суд (ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).
Мировые судьи осуществляли свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определялись федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Практическое решение этого вопроса зависило от учета многих факторов: нагрузки судей районных судов, возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей и т.д.
4 февраля 1999 г. Государственная Дума Ставропольского края выступила с законодательными инициативами, согласно которым предлагалось определить число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Ставропольском крае – 165, которые получили согласование Верховного Суда Российской Федерации.
Однако в конечном итоге Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» было определено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Ставропольском крае – 119 (а общее число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в 85 субъектах Российской Федерации составило 6451).
Судебные участки создавались из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создавался один судебный участок. Судебный участок или должность мирового судьи не могли быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.
Законом Ставропольского края «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Ставропольском крае» на территории административно-территориальных образований было создано 119 судебных участков и соответствующее число должностей мировых судей, установлены территории судебных участков.
Законом Ставропольского края «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Ставропольском крае» было предусмотрено, что упразднение существующих судебных участков и должностей мировых судей, создание взамен упраздненных новых судебных участков и должностей мировых судей осуществляется в случае изменения численности населения на территориях судебных участков либо изменения административно-территориального деления края (ст. 3).
Мировым судьей в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мог быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождались лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
Мировой судья не вправе был быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. В соответствии с Законом Ставропольского края «О государственной службе Ставропольского края» должность мирового судьи стала государственной должностью края категории «А» (ч. 3 ст. 2).
Законом субъекта Российской Федерации могли быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи. Законом Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае» было предусмотрено, что мировым судьей не могло быть лицо, признанное судом недееспособным или ограниченное судом в дееспособности, а также лицо, состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах (ч. 4 ст. 2).
На мировых судей и членов их семей распространялияь гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.
Законами субъектов Российской Федерации мировым судьям могли быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.
Мировые судьи назначались (избирались) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избирались на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Данное положение Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» в определенной мере стало отступлением от Концепции судебной реформы 1991 г., согласно которой мировые судьи должны избираться населением соответствующего судебного участка. В настоящее время субъекты Российской Федерации пошли по пути назначения (избрания) мировых судей их законодательными (представительными) органами государственной власти.
В Ставропольском крае мировые судьи назначались на должность Государственной Думой Ставропольского края на конкурсной основе на основании личного заявления кандидата и положительного заключения квалификационной коллегии судей Ставропольского края о рекомендации кандидата к назначению на должность мирового судьи. Заключение квалификационной коллегии судей Ставропольского края направлялось в Государственную Думу Ставропольского края вместе с личным делом кандидата на должность мирового судьи. Был определен порядок рассмотрения кандидатур на должности мировых судей в Государственной Думе Ставропольского края.
Постановление Государственной Думы Ставропольского края о назначении мирового судьи на должность направлялось Губернатору Ставропольского края и в Правительство Ставропольского края (ст. 3 Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае
До назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматривались районными судами (ст. 12 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»).
В Ставропольском крае работа по введению института мировых судей проходила при активном участии главы региона, председателей краевого суда, совета судей, работников Управления Судебного департамента. Вместе с тем этот процесс сдерживали отсутствие надлежащего механизма кадрового, финансового (данная проблема особенно большое значение имела в Ставропольском крае), организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. При подготовке к введению института мировых судей был проведен комплекс мероприятий правового (разработка и принятие законов и иных нормативных актов), организационного (подбор кандидатов) и финансово-экономического характера; были подготовлены методические пособия и рекомендации для мировых судей и сотрудников их аппарата.
Мировой судья назначался (избирался) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет (в Ставропольском крае мировой судья впервые назначается на должность сроком на 3 года). По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе было снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначался (избирался) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет (в Ставропольском крае при повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначался сроком на 5 лет).
Закон Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае» предусматривал, что к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года, в случае временного отсутствия мирового судьи судебного участка или приостановления его полномочий, а также в случае наличия вакантной должности или временного значительного увеличения объема работы. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи производилось в порядке, установленном федеральным законодательством (ст. 6).
Исходя из опыта судебной реформы 1864 г. Концепция судебной реформы 1991 г. предусматривала также введение института почетных мировых судей из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование и не связанных ни с адвокатской практикой, ни с государственной властью, для рассмотрения некоторых гражданских дел при передаче спора на их разрешение по соглашению сторон. Вместе с тем, возможность реализации данного положения в рамках современной судебной системы и сегодня требует дополнительной серьезной проработки.
В соответствии со ст. 5 Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае» мировой судья, впервые назначенный на должность, за исключением лица, ранее назначавшегося на должность судьи федерального суда, на съезде (конференции) либо на собрании судей Ставропольского края приносил в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». Присяга приносилась мировым судьей перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом Ставропольского края. Мировому судье после принесения присяги вручались Губернатором Ставропольского края и председателем Государственной Думы Ставропольского края подписанное ими удостоверение установленного образца и отличительный знак мирового судьи.
Полномочия мирового судьи прекращались по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Полномочия мирового судьи могли быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществлялись из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи устанавливался в размере 60% (в городах федерального значения – 64%) от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляли органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Под материально-техническим обеспечением деятельности мировых судей понимается финансовое, кадровое, методическое, информационное обеспечение и другие меры организационного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями.
В Ставропольском крае материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществлялось из бюджета Ставропольского края Правительством Ставропольского края (ст. 9 Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае»).
В целях реализации Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае» Правительством Ставропольского края было образовано Управление по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края, Губернатором Ставропольского края утверждено Положение, согласно которому Управление по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края является государственным органом Ставропольского края, осуществляющим материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (финансовое, кадровое, методическое, информационное обеспечение и другие меры организационного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями). Управление координировало свою деятельность с Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ставропольском крае по общим для них вопросам на основании заключенного между ними соглашения о взаимодействии. Финансирование расходов на содержание управления осуществлялось за счет средств бюджета Ставропольского края. Основными задачами управления являлись: а) организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в Ставропольском крае; б) обеспечение профессиональной подготовки, повышения квалификации и обучения работников аппаратов мировых судей; в) информационно-правовое обеспечение аппаратов мировых судей; г) финансирование расходов, необходимых для обеспечения деятельности мировых судей и их аппаратов.
Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края была проведена существенная работа по организации и обеспечению деятельности мировых судей. Осуществлено полное обеспечение мировых судей современным компьютерным оборудованием и информационно-правовыми компьютерами программами. Управлением за I полугодие был проведен комплекс мероприятий по размещению 119 судебных участков мировых судей на всей территории Ставропольского края. Все участки мировых судей были обеспечены мебелью для кабинетов судей, секретарей, канцелярий и залов судебных заседаний.
Уже первые результаты деятельности мировых судей позволили утверждать об эффективности этого института судебной системы. Так, поступления в консолидированный бюджет Ставропольского края денежных средств от деятельности мировых судей к ноябрю 2002 г. составили более 16 млн. руб.
Особый интерес представляют предложения, высказанные в начале работы начальником Управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края В.А. Будко о необходимости введения института почетных мировых судей и о создании и упразднении судебных участков, учреждения новых должностей мировых судей с учетом изменений численности населения по итогам проведения Всероссийский переписи населения 2002 г. Первое предложение было продиктовано помимо перегрузки мировых участков также и необходимостью замещения временно отсутствующего мирового судьи. Почетные мировые судьи из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование, отвечающих требованиям, установленным действующим законодательством, могли бы временно привлекаться к работе в указанных случаях.
Несомненным успехом за первый период работы можно считать поддержанный Судебным департаментом при Верховном суде РФ и согласованный с отделом информатизации аппарата Правительства Ставропольского края проект «Автоматизированная система обеспечения деятельности мировых судей Ставропольского края».
В связи с введением института мировых судей интересными представляются данные о выделенных из региональных бюджетов суммах для обеспечения деятельности мировых судей.
В 2000 г. в бюджете Ставропольского края было выделено 415.000 рублей на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (из бюджета, утвержденного по расходам и доходам в сумме 5.136.109.000 рублей), в 2001 г. – было исполнено 10.363.000 рублей на обеспечение деятельности мировых судей (из бюджета, утвержденного по расходам в сумме 7.262.984.000 рублей), в 2002 г. – выделено 51.869.000 рублей на обеспечение деятельности мировых судей (из бюджета, утвержденного по расходам в сумме 9.900.713.000 рублей).
Как отмечают В. Устюжанинов и С. Сапожников, «в условиях, когда материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей целиком возложено на регионы, которые к тому же сами определяют порядок назначения (избрания) на должность мировых судей, обеспечение реальной независимости судебной власти на местах будет служить самым точным индикатором того, насколько Российская Федерация приблизилась к идеалам правового государства и гражданского общества».
Аппарат мирового судьи обеспечивал его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи были устанавлены в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации (согласно Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае» устанавливаются Губернатором Ставропольского края (ч. 1 ст. 8). Работники аппарата мирового судьи являлись государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации. Законодательством Ставропольского края аппарат мирового судьи включал секретаря судебного заседания мирового судьи и секретаря мирового судьи, для них установлено денежное содержание. Должности секретаря судебного заседания мирового судьи и секретаря мирового судьи были отнесены к младшим государственным должностям государственной службы Ставропольского края, учреждаемым государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (категория «В»). Законом Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае» было предусмотрено, что в целях технического обеспечения деятельности мировых судей в штатное расписание аппарата мирового судьи могли включаться должности, не относящиеся к государственным должностям (ч. 3 ст. 8).
Согласно Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае» мировой судья и его аппарат размещались в месте, доступном для населения судебного участка, в надлежащем помещении, определяемом Правительством Ставропольского края. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края оказывали содействие Правительству Ставропольского края в предоставлении помещений для размещения мирового судьи и его аппарата (ч. 1 и 3 ст. 10)
В зале судебных заседаний мировых судей были помещены Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ, а также мог устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации (предусмотрено ст. 7 Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае»).
При осуществлении правосудия мировой судья заседал в мантии и (или) имел другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, мировые судьи заняли своеобразное положение в судебной сис­теме: они были отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции, вошли в их систему, но при этом яв­лялись судами субъектов Российской Федерации. При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды были обязаны руководствоваться федеральны­ми законами, и лишь при рассмотрении материалов об администра­тивных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, им было разрешено прибегать к правилам судопроизводства, устанавлива­емым данными законами. Существенно и то, что большая часть вопросов их организации и полномочий подлежала регламентации в федеральных законах. К ведению субъектов федерации было отнесено определение порядка назначения (избрания) мировых судей и установление некоторых правил, касающихся организации и деятельности мировых судей.
Таким образом, обращаясь и к практике мировых судей XIX в., и возвращаясь в день сегодняшний, мы можем с уверенностью говорить о целесообразности возрождения института мировых судей. В сложный период деятельности судов общей юрисдикции, незавершенности судебной реформы в России, необходимости приближения суда к населению, мировой суд способен стать действенным инструментом в разрешении этих и целого ряда других вопросов. Безусловно, процесс этот потребует много времени и значительных финансовых затрат, но этот шаг своевременен и необходим для завершения судебной реформы в стране.
Деятельность мирового суда во второй половине XIX в. в Российской империи доказала свою эффективность, что должно стать еще одним стимулом для возрождения этого института на современном этапе строительства правового демократического государства в Российской Федерации.
 
 
Зозуля И.В.,
кандидат юридидических наук,
кандидат исторических наук,
доцент, зам. декана по научной работе и информатизации исторического факультета
Ставропольского государственного университета

 

 
© Мировые судьи Ставропольского края, 2024