Чем дольше существует тот или иной институт власти, тем отчетливее проявляется его роль в жизни государства. Общественность отмечает юбилей судьбоносной для страны реформы – 150-летие утверждения Судебных указов, благодаря которым в России появились мировые суды. Что они дали государству и обществу? Почему снова оказались востребованными в ХХI веке?
Об этом в канун 13-й годовщины воссоздания мировой юстиции Ставрополья рассказал начальник управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края Валерий БУДКО.
– Валерий Алексеевич, и утверждение в 1864 году новых Судебных указов датируется 20 ноября, и день своего рождения мировая юстиция Ставрополья отмечает тоже 20 ноября. Просто совпадение?
– Разумеется, хотя и очень символичное. Историческая преемственность – важнейшая составная часть в деле создания, становления и развития полноценного института мировых судей. Так было и в ходе реформы конца ХХ века, возродившей в качестве одного из элементов судебной системы институт мировой юстиции. Причем Ставропольский край обеспечил создание и становление этого института одним из первых в стране.
– А можно ли говорить о содержательном сходстве двух реформ?
– Определенное сходство прослеживается. В Российской империи ключевой проблемой судебной системы был затрудненный доступ граждан к защите прав и законных интересов. И в постсоветской России возникла ситуация, когда население остро ощутило потребность в скором, правом и справедливом суде. И не случайно значительная по объему подготовительная работа по возрождению на Ставрополье института мировой юстиции включала в себя не только изучение федеральных и краевых законов, а также опыта, наработанного в других регионах, архивных материалов о деятельности мировых судей в Ставропольской губернии.
– Но в наши дни без использования электронных технологий не обойтись.
– Заметные результаты по части использования высоких технологий были достигнуты уже 2001 году. А затем было включение в краевую целевую программу «Информатизация органов исполнительной власти Ставропольского края на 2002-2005 годы», что послужило началом масштабного и жизненно необходимого внедрения информационных технологий в систему мировой юстиции. Правда, ограниченность финансов определила в период с 2004 по 2007 год лишь поэтапное внедрение на судебных участках автоматизированной информационной системы «Мировой судья» – ПК «Судебное делопроизводство». И тем не менее удалось решить такие задачи, как обеспечение всех автоматизированных рабочих мест мировых судей и работников аппаратов компьютерами, оргтехникой. Все судебные участки объединены в локальную сеть, в каждом административном здании есть доступ в Интернет по высокоскоростной линии связи.
– Но высокие технологии – это еще и, как показывает практика, надежный инструмент в деле обеспечения гласности и открытости правосудия.
– Средняя посещаемость официального сайта мировых судей доходит до 2500 в день. Но при этом надо иметь в виду, что открытость – это не только высокие технологии. Особо хотелось бы сказать об общественном совете при управлении по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края. Информируя граждан и популяризируя деятельность управления, совет призван вырабатывать предложения для оперативного и эффективного решения проблемных вопросов. Причем я глубоко убежден: в деле обеспечения открытости не стоит ограничиваться лишь информацией, связанной с судопроизводством и рассмотрением дел. По-хорошему, люди вправе знать о том, какими достижениями и проблемами живет судейское сообщество, иметь полную информацию о ходе судебной реформы. Созданная за последние годы информационная система – это, по сути, скелет для последующего развития и совершенствования информационных технологий, используемых отнюдь не только в работе мировых судей. Нельзя также забывать о межведомственном электронном взаимодействии с такими государственными структурами, как служба судебных приставов, прокуратура, полиция, Госавтоинспекция, налоговая инспекция, регистрационная палата, Пенсионный фонд и т.п. Более того, само продолжение в России судебной реформы будет во многом определяться внедрением высоких технологий. И не случайно дальнейшее развитие информатизации было обозначено как бесспорный приоритет и на VIII Всероссийском съезде судей. Применительно к мировой юстиции Ставрополья это означает внедрение целого ряда новаций. В частности, речь идет об упрощении процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получении копий документов и ознакомлении с материалами дела, расширении практики применения систем видео- и аудиопротоколирования хода заседаний и т.д. С обязательными, разумеется, мерами по защите информации. У нас накоплен богатый опыт реализации положений федерального законодательства о судоустройстве и статусе судей, опыт освоения новой и совершенствования действующей судебной практики, расширения доступа к справедливому правосудию.
– И это достояние не только юристов, но и всех жителей края?
– Вне всякого сомнения. Что подтверждают и статистические данные за период с ноября 2001 года. Мировыми судьями Ставрополья рассмотрено более 2,7 миллиона дел и обращений. Из них: уголовных – 92526, гражданских – 1441362, административных – 1209420. По сути, за прошедшие с назначения первых мировых судей 13 лет каждый житель края обратился за защитой прав и законных интересов в мировой суд. И что особенно важно, мировые судьи реально защитили права людей: количество обжалованных, измененных и отмененных решений ничтожно мало. Равно как и количество нарушений сроков рассмотрения дел. Иными словами, мировые судьи продолжают исполнять изначально вмененную им функцию: реально, не на словах, а на деле обеспечивают неограниченный доступ к правосудию. К слову, большое количество обращений – это и высокая служебная нагрузка мировых судей. В настоящее время ежемесячная среднекраевая служебная нагрузка на одного мирового судью составляет 188 дел.
– Считается, что мировые соглашения - особенность мировой юстиции.
– В самом названии института мировой юстиции изначально заложена важнейшая ее функция: мировой судья должен мирить. Так и в XIX веке было. Дела частного обвинения не просто могли прекращаться в мировых судах за примирением – закон обязывал мирового судью постоянно склонять по этим делам стороны к миру. Такова отличительная особенность работы мирового судьи и в наши дни. За этот период в крае заключено около 3000 мировых соглашений по гражданским делам. В данную статистику необходимо включить и дела, по которым истцы отказались от исковых требований, поняв в процессе судебного разбирательства возможность мирного разрешения конфликта. И это около 5 процентов от всех рассмотренных гражданских дел. По уголовным делам число прекращенных дел, устраивающих все стороны, составляет 25 процентов. По делам о защите прав потребителей примирение происходит в 30 процентах случаев после поступления дела в суд. Аналогичная ситуация и в договорных отношениях. Рост количества мировых соглашений важен не только с точки зрения снижения нагрузки на суды. Хотя и это значимо. Но не менее значительны и социальные последствия. Нередко ответчик выбирает, пойдя на мировую, меньшее из двух зол. Более того, это может стать первым шагом к окончательному примирению сторон, что далеко не лишне, когда конфликтный потенциал и в обществе, и в семьях очень высок…
– О чем наглядно свидетельствует и судебная статистика?
– В виде судебной статистики поступает не просто мощный поток достоверной, но еще и, говоря языком социологов, репрезентативной информации, которая открывает широкие возможности для предметного анализа накопленных на базе статистических данных явлений и тенденций в сфере правопорядка. Еще один не менее важный участок работы – создание нормативной базы. Имеется в виду подготовка методических пособий и рекомендаций для мировых судей и их аппаратов, наработка новой базы судебного делопроизводства, информационно-правовое обеспечение. Плюс рекомендации для населения, как написать исковое заявление и т. д. За весь период деятельности издано более 30 методических пособий. И что характерно, постоянный интерес к нашим изданиям проявляют коллеги во многих регионах России. Более того, коллегия Судебного департамента при Верховном суде РФ, на одном из заседаний которой рассматривались ход и результаты этой работы, не просто одобрила опыт нашего управления – рекомендовала его к распространению по стране.
– Но сделано, как это обычно бывает, меньше, чем предстоит сделать?
– Такова жизнь. Конечно, за 13 лет мировая юстиция Ставрополья продвинулась далеко вперед по пути правового развития региона, обеспечения доступности правосудия. Потому очень важно, во-первых, не растерять наработанное. Уделяя изначально много внимания, скажем, архивам, мы избежали риска запутаться в делах. Однако и архивное дело требует развития. Перевод документов в цифровой формат, укрепление защиты от хакерских атак и многое другое – задачи, которые в обязательном порядке надо решать. Причем всегда нужно помнить, что на мировых судах лежит огромная ответственность перед гражданами в деле защиты их прав и интересов. А отсюда и высокие требования ко всем работникам мировой юстиции. Это касается и «иммунитета» всех и каждого к любым коррупционным проявлениям. Борьба с коррупцией – бесспорный приоритет, но приоритетом одновременно является и профилактика этого социального зла. В том числе и через взаимодействие с общественностью и прессой. Реальностью должны стать слова председателя Ставропольского краевого суда Евгения Кузина о том, что «суд – это правда, власть и справедливость». И хотя на Ставрополье сделано за прошедшие 13 лет немало, предстоит сделать намного больше.
* * * От всей души поздравляю мировых судей, сотрудников управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края и аппаратов мировых судей, а также всех, кто активно способствовал и способствует развитию мировой юстиции края, с 13-й годовщиной ее создания, а также с 150-летием утверждения Судебных уставов, благодаря которым в России впервые появилась мировая юстиция. Завершив в сжатые сроки формирование корпуса мировых судей, край стал одним из первых регионов России, где суд максимально приближен к людям. А впереди новые свершения, новые успехи в деле защиты прав и свобод граждан России, в деле утверждения судебной власти как самостоятельной, независимой и влиятельной силы.