Полезные ссылки

ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РФ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
 
 
 

Мы в социальных сетях
 
Ставропольский краевой суд
 

 
 
 
 
Пресс-центр » Новости
Новости
1

07.11.2012

Заместитель председателя Правительства Ставропольского края Ушаков Сергей Дмитриевич "Мировая юстиция Ставрополья - 11 лет"

В силу различных причин в конце XX века в России возникла объективная необходимость реформирования многих сторон жизни общества. В срочном реформировании нуждалась и отечественная судебная система, которая не в полной мере справлялась с возложенными на нее в конкретный исторический период задачами. Возрождение института мировых судей на новой основе началось в 1991 году, и это стало реализацией одного из важнейших направлений судебной реформы. Новое видение роли суда, который должен быть не только карающим органом, а местом разрешения споров и конфликтов, потребовало существенной реорганизации судебной системы, отыскания новых ее элементов. Принципиально новое видение в новой России роли судей обозначило круг глобальных и острых проблем, ставших в то время перед правосудием. Жизнь подсказывала необходимость специализации судей и разделение компетенции между судами различных звеньев, корректировку законодательства об основах судопроизводства, судоустройства, о статусе судей. От суда и судей требовалось, чтобы они были не только беспристрастными и независимыми, но и доступными для граждан. Именно в мировой юстиции законодатель увидел решение одной из сложнейших задач, стоящих перед федеральными судами: рассмотрение судебных дел в установленные законом сроки, на высоком профессиональном уровне на фоне постоянно увеличивающейся судебной нагрузки. Федеральный закон «О мировых судьях в РФ», принятый в это же время, определил полномочия и порядок деятельности мировых судей. Целью возрождения института мировых судей являлась не только необходимость «разгрузить» федеральные суды. Главной задачей стало обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение, а, следовательно, и ускорение процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым заинтересованным лицом конституционного права на судебную защиту. Таким образом, решение о возрождении данного института как одной из составляющих судебной реформы было своевременным и единственно правильным — по прошествии 11 лет об этом можно говорить с полной уверенностью.
Воссоздание мировой юстиции на Ставрополье, как и по всей стране, начиналось с нуля, в том числе и в части законодательного обеспечения на региональном уровне. В работу по возрождению института включились региональные ветви исполнительной и законодательной власти. В октябре 2000 года Правительством края был принят Закон Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае», а в апреле 2001 года - закон «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Ставропольском крае», без которого мировые судьи не могли приступить к исполнению обязанностей: нужно было «нарезать» судебные участки, исходя из численности населения – от 15 до 30 тысяч человек на участок. Невозможным было исполнение мировыми судьями их обязанностей и без создания надлежащих условий для отправления правосудия. И потому в сентябре 2001 года принимается Постановление Правительства СК «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае». В рамках исполнения которого, создается Управление по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края — координирующий и направляющий орган региональной мировой юстиции.
Днем рождения мировой юстиции Ставрополья стал день 20 ноября 2001 года, когда постановлением краевой Думы были назначены первые 34 мировых судьи. Однако этому предшествовала долгая и кропотливая работа, которая включала в себя не только изучение федеральных и краевых законов, имеющих отношение к мировой юстиции, а также опыта, наработанного в других субъектах Российской Федерации. Анализировались архивные данные о деятельности мировых судов Ставропольской губернии. Завершив в сжатые сроки формирование корпуса мировых судей, край стал одним из первых регионов России, где суд максимально приближен к человеку, а мировая юстиция стала неотъемлемой составляющей повседневной жизни ставропольцев, надежным инструментом обеспечения их прав. Сейчас в регионе вершат «суд скорый и правый» 143 мировых судьи. И отрадно, что корпус мировых судей Ставропольского края представляют высококвалифицированные судьи, состав которых за весь период деятельности обновлен только на 15 процентов, причем большинство из них ушли в вышестоящие органы судебной системы.
И их работа, начиная с момента создания первых судебных участков мировых судей оправдывает свое предназначение, играя важнейшую роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. Об этом свидетельствуют и цифры. За одиннадцать лет с того момента, когда первые судьи Ставрополья приступили к отправлению правосудия, количество рассмотренных ими дел около 2,5 млн. При этом качественный показатель отправления правосудия на протяжении всего периода остается выше среднероссийского и составляет 99,77% от рассмотренных дел и 84% от обжалованных при среднемесячной служебной нагрузке на одного мирового судью в 150 дел.
Общеизвестно, что одной из важнейших форм государственного управления, призванных разрешать социальные конфликты на основе норм права, является правосудие. Это означает, что оно должно не только, безусловно обеспечивать соблюдение принципов приоритета интересов человека и соблюдения границ частного и публичного права, а также нести ответственность за нарушение этих конституционных норм перед лицом гражданских институтов общественного контроля. На сегодняшний день анализ работы мировых судей края показал эффективность регулирования ими социальных процессов в обществе. Мировыми судьями выполняется огромный объем работы, связанной с защитой прав и свобод человека и гражданина. Что не может не работать на авторитет судебной власти и государства, на укрепление уверенности людей в неизбежное торжество Закона. Кроме того, квалифицированное и беспристрастное рассмотрение судами споров является одним из условий инвестиционной привлекательности Ставропольского края. Наличие сильной судебной власти является залогом стабильного хозяйственного оборота и, в конечном итоге, обеспечивает конкурентоспособность экономики региона.
Немаловажен и такой фактор, как роль судьи в деле примирения сторон. При рассмотрении дела судья обязан предложить сторонам закончить дело миром – заключить мировое соглашение. То есть, соглашение о прекращении спора на основе взаимных уступок. Как достойный выход из конфликтной ситуации, позволяющий сохранить добрые человеческие отношения между нашими согражданами. Что, в свою очередь, не может не отразиться в благоприятном смысле на «самочувствии» гражданского общества, исключая излишний конфликтный потенциал в межличностных отношениях. И это, учитывая многонациональность нашего региона, где проживают люди 119 национальностей, важный и значимый фактор. Особенно важна такая мера, когда речь идет о расторжении брака, и ячейка общества стоит под угрозой распада. Действующий закон не обязывает судью предоставлять срок для возможного примирения супругов, но одной из мер, предусмотренной действующим законодательством и часто применяемой мировыми судьями, является предоставление срока на примирение. Причем, как показывает практика, более чем в 30 процентах случаев данная мера приносит положительный результат, сохраняет семью. В подобных «житейских» случаях мировой судья выступает в роли не только судьи, но и человека, вникающего в проблему каждого, желающего помочь и откликнуться на ту беду, которую постигла людей.
Мировые судьи востребованы: каждый год ими рассматривается более 250 тыс. дел – уголовных, гражданских, административных. А это - это знак доверия наших граждан. Доверие к мировой юстиции во многом складывается не только из результатов деятельности мировых судей, но и из самой возможности обратиться к судебной власти со своими проблемами, из того, насколько доступна эта власть для обывателя.
На сегодняшний день во всех ветвях власти сложилось четкое понимание: защита прав граждан - это не просто приоритет, это категорический, говоря языком философов, императив. Откликаясь на требования времени и социальные запросы общества, Правительство Ставропольского края приняло в последнее время ряд законов, направленных на стабилизацию социально-экономической обстановке в обществе, защиту прав и свобод граждан. Это, в частности, краевые законы «О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Ставропольского края», «О некоторых мерах обеспечения тишины, покоя граждан и общественного порядка», «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних», «О некоторых вопросах розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края» и постановление правительства края «О дополнительных ограничениях времени и места розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края».
От мировой юстиции края, как института, максимально приближенного к населению, требуется особенно «чуткая» реакция на изменение всех реалий. И, в частности, в сфере новаций в законодательстве. Это необходимо для торжества справедливости, невзирая на чины и звания представших перед лицом Фемиды. Ведь, как отметил в свое время Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев: «Надо сделать все, чтобы люди поверили, что суды – это то место, где принимаются справедливые решения, где они могут найти защиту от нарушителей закона, будь то уличный хулиган или чиновник. Ведь чиновник, не исполняющий закон подрывает доверие к власти закона, а значит – и к демократическим устоям в целом».
Понимая всю важность доступности и открытости правосудия, Правительство Ставропольского края прилагает все усилия для помощи мировой юстиции в обеспечении этих критериев. Вопросам открытости и доступности правосудия для населения, укрепления материально – технической базы мировых судей, работников их аппаратов, организации их работы, уделялось особое внимание.
Совершенно очевидно, что вопрос использования и повсеместного внедрения информационных технологий сейчас играет ключевую роль для всего дальнейшего развития судебной системы. Мировая юстиция – не застывшая структура. Она должна динамично развиваться и совершенствоваться в соответствии с требованиями времени. На протяжении всех 11 лет существования мировой юстиции, Правительство края и в тесном взаимодействии с Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края, и Ставропольским Краевым судом, занимается вопросами построения и внедрения информационных систем на судебных участках с активным использованием возможностей современных высоких технологий. Важно отметить, что информатизационные технологии не просто уменьшают на судебных участках долю «рутинного» труда, но главная цель их внедрения – обеспечение открытости и доступности правосудия. Тем более что электронные технологии позволяют сократить расходы участников процесса, связанные с рассмотрением дела в суде, значительно упрощают саму процедуру судопроизводства. Поэтому задачам совершенствования в части открытости судопроизводства с помощью высоких технологий уделяется самое пристальное внимание. Начиная с принятия заявления в электронной форме, электронного извещения участников процесса и заканчивая исполнением решения суда.
В настоящий момент созданы сайты судов всех уровней, все организационные и технические условия для размещения информации о находящихся в производстве делах и результатах их рассмотрения, а так же текстов принятых актов. Созданный управлением в 2010 году интернет-портал мировых судей (http://www.stavmirsud.ru), обеспечивает исполнение требований одновременно двух законов в области доступа граждан к информации № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации», и закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» В самих здания судов размещены электронные киоски, экраны.
Имеется вся необходимая техническая поддержка, программное обеспечение, внедрены информатизационные системы, позволяющие значительно автоматизировать и упорядочить процесс. Приняты необходимые регламентирующие документы, устанавливающие ответственность за размещение информации, по защите персональных данных.
В наш «электронный» и непростой век за информатизационными технологиями кроются значительные резервы повышения доступности правосудия, эффективности и качества судебного производства, Правительство края и в дальнейшем намерено развивать информатизационные технологии судебного производства, что, в свою очередь, поставит работу мировых судей на более новый, перспективный уровень.
В деле создания достойных условий для работы мировых судей также большая заслуга Управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края. Кроме того, Управление ведет работу по согласованию действий мировых судей края, оказанию им правовой помощи. На него возложено и создание нормативной базы, подготовка методических пособий и рекомендаций для мировых судей и их аппаратов, наработка новой базы судебного делопроизводства, организация исполнения судебных решений, информационно-правовое обеспечение, вопросы организации профессиональной учебы и повышения квалификации мировых судей. Это крайне важно в условиях действующего законодательства, которое фактически не предполагает существования единого органа судебной власти в мировой юстиции, что влечет за собой опасность разрозненной деятельности мировых судей. Достижение этой цели требует высокого профессионализма, принципиальности и твердой гражданской позиции. На протяжении уже 11 лет Управление достойно справляется с поставленными задачами.
Считаю, что задачи совершенствования в части открытости судопроизводства с помощью высоких технологий должны решаться совместно усилиями всех ветвей власти и на всех этапах, начиная с принятия заявления и заканчивая исполнением решения суда.
Хотелось бы отметить и еще один фактор. Продвижению судебной реформы на Старополье способствовала реализация Федеральных целевых программ по развитию судебной системы России, для исполнения которых в крае закладываются значительные ресурсы, что, в свою очередь, позволяет иметь достаточно высокие результаты, совершенствоваться и развиваться дальше. В ближайшей перспективе – реализация задач, определенных распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 года «Об утверждении концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». В результате выполнения мероприятий которой предполагается значительное повышение качества правосудия и эффективности рассмотрения судебных споров, обеспечение доступности и открытости правосудия, формирование стабильной и единообразной судебной практики, повышение авторитета судебной власти. В свою очередь, это повлечет создание условий для конкурентоспособности российской судебной системы в международном сообществе. Итог – обеспечение действенной защиты прав и законных интересов граждан и формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти.
Особый упор в настоящее время нужно сделать на безусловность исполнения судебных решений. Судебное решение, вступившее в законную силу, должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия, становится невозможной защита прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан. Неисполнение судебных решений несовместимо с конституционным принципом справедливого правосудия и полной судебной защиты, отрицательно сказывается на авторитете судебной власти и порождает сомнения в эффективности правовых средств защиты, дискредитирует всю судебную систему. А в этой сфере я вижу большую проблему. Ситуация, которая подрывает веру людей в неизбежность наказания за совершенные проступки и позволяющая наплевательски относится к букве закона, недопустима.
Следует сказать и о необходимости постоянного повышения профессионализма мировых судей и работников их аппаратов. Они рассматривают дела, возникающие из житейских коллизий, но по своей сложности, не уступающие тем, что разрешаются федеральными судьями. Поэтому, считаю, что применяемая уже на протяжении более 5 лет управлением по обеспечению деятельности мировых судей совместно со Ставропольским краевым судом, методика обучения мировых судей, приносит свои положительные результаты. Схема обучения предполагает выезд преподавателей из Краснодарского филиала «Российской академии правосудия» в Ставрополь, является наиболее эффективной и позволяет обучить большее число слушателей с наименьшими материальными затратами.
Вместе с тем, успешная работа любого суда зависит не только от профессионализма судей и работников аппарата, но и от умения продуктивно действовать в современных условиях, организовывать надлежащим образом свою работу и отвечать за результаты.. Понимая, что в наш «электронный» и непростой век за информатизационными технологиями кроются значительные резервы повышения доступности правосудия, эффективности и качества судебного производства, Правительство края и в дальнейшем намерено развивать информатизационные технологии судебного производства, что, в свою очередь, поставит работу мировых судей на более новый, перспективный уровень.
И хотя 11 лет тесного сотрудничества всех трех ветвей власти по развитию института мировой юстиции сыграли основополагающую роль в успешном выполнении задачи создания надежного механизма защиты прав и законных интересов граждан в лице мировых судей, почивать на лаврах и останавливаться на достигнутом не стоит. Многие вопросы, поставленные перед судебной системой, являются сегодня еще более актуальными.
И, в первую очередь, важно всегда помнить, что основным критерием, по которому общество оценивает правосудие – это справедливость судебных решений и неепредвзятое отношение ко всем участникам процесса. Справедливость и беспристрастность порождает уважение к суду – а это, в первую очередь, уважение к государственной власти. Уважение к суду – это еще и наиболее полная реализация принципа независимости суда. Этот важнейший принцип был всегда «во главе угла» и сейчас не потерял своей значимости и актуальности.
Независимость судебной власти – это не почетная привилегия, а необходимое выполнение ею своей конституционной функции в системе разделения властей. И нужно иметь в виду, что факты взяточничества, судебного бюрократизма или грубых судебных ошибок подрывают доверие не только к суду, но и к государству в целом. Выражаю уверенность, что потенциал и возможности судебной власти в самое ближайшее время будут реализованы в полной мере. Современная наука и практика внесут весомый вклад в процесс судебной истории. Судебная власть укоренится в сознании людей как беспристрастная и авторитетная. Люди, с их проблемами, судьбами окончательно найдут в российских судах истину, правду и справедливость, а то время как третья власть будет соответствовать высокому понятию «суд».

Поздравляя мировую юстицию с 11 – летием, желаю здоровья, счастья, новых достижений в служении Закону во имя социальной справедливости в обществе.



К списку новостей

 
© Мировые судьи Ставропольского края, 2024